О колледже

Кемеровский областной медицинский колледж по праву называют главной кузницей сестринских кадров Кузбасса.

Официальная дата открытия — 1935-ый год. В 2015 году колледж готовится отметить свой 80-летний юбилей. На протяжении всего этого времени здесь учат высокому искусству оказания помощи и выхаживания больных. Подготовлено уже несколько поколений специалистов сестринского дела и других медицинских специальностей, которые успешно трудятся в медицинских организациях Кузбасса, России и за рубежом.

Биография медицинского колледжа неразрывно связана с историей Кузбасса, города Кемерово, становлением здравоохранения Кемеровской области.

Если обратиться к периоду создания учреждения, то 30-ые годы 20 века — не простое время. В годы первых пятилеток происходила закладка фундамента промышленного комплекса, набирала обороты угольная и химическая промышленность. Кемерово становится новым индустриальным центром Кузбасса. Увеличение притока населения, несомненно, вызывало острую необходимость в обеспечении качественной и доступной медицинской помощи. Большой дефицит врачебных и сестринских кадров предопределил создание школы медицинских сестер в городе.

В соответствии с приказом № 642 Народного комиссариата здравоохранения СССР в 1935 году в г. Кемерово была открыта школа медицинских сестёр при городской больнице № 1.

Эта школа, по сути, и стала прообразом медицинского колледжа. Тогда на курс набирались по 20-25 человек, занятия шли в три смены. Учебников, наглядных пособий и тетрадей не было вообще, весь лекционный материал давался под запись.

Преподавателями и наставниками первого поколения студентов стали легендарные врачи, впоследствии ставшие заслуженными врачами РСФСР: Подгорбунский Михаил Алексеевич, Раппопорт Матвей Семенович, Аникин Сергей Владимирович, Пронин Александр Сергеевич, Альшиц Сарра Самуиловна, Кобытева Олимпиада Ивановна, Алексеева Ариадна Алексеевна и многие другие.

С 1937 года больницы Кемерова стали регулярно пополняться квалифицированными специалистами среднего звена. В военные годы выпускники практически целыми курсами уходили на фронт. К 1943 году — времени основания Кемеровской области — это уже стабильно функционирующее учебное заведение медицинского профиля. Более подробно об истории колледжа можно прочитать в очерке о Кемеровском областном медицинском колледже.

В 1955 году школа медицинских сестер была реорганизована в медучилище, а с 1992 года работает в статусе колледжа.

Сейчас в составе колледжа пять крупных филиалов в городах: Анжеро-Судженск, Белово, Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецк, Прокопьевск; и четыре малых — в городах: Междуреченск, Юрга, Мариинск, Таштагол.

У каждого филиала собственная биография. До вхождения в состав колледжа в 2009 году крупные филиалы развивались как самостоятельные образовательные учреждения. История их открытия в целом повторяет судьбу кемеровского колледжа. Откликаясь на потребности растущего населения городов, в 30-ыеи 40-ыегоды здесь стали открываться школы медицинских сестер, впоследствии ставшие медицинскими училищами.

Малые филиалы были открыты уже в последние десятилетия, ориентируясь на потребности муниципальных систем здравоохранения в сестринских кадрах.

Являясь в Кузбассе условным «монополистом» в сфере среднего профессионального медицинского образования, колледж имеет возможность формировать территориально-отраслевую организацию ресурсов, максимально учитывать потребности муниципальных рынков труда и выстраивать единое образовательное пространство, гарантирующее качественную подготовку специалистов.

Сейчас с учётом филиалов здесь обучается 3,5 тысячи студентов. Подготовка осуществляется по семи специальностям: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лабораторная диагностика», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая» и «Фармация».

Высокое качество обучения обеспечивают более 200 преподавателей, среди которых 9 кандидатов медицинских наук, 3 (трое) — имеют звание «Заслуженный учитель», 85 % — аттестованы на высшую и первую квалификационные категории.

Ежегодно выпускается около 800 молодых специалистов.Показатели трудоустройства выпускников у колледжа высокие — в среднем 86 процентов (аналогичный российский показатель на уровне60-типроцентов).

По оценкам главных врачей и главных медицинских сестер медицинских организаций Кузбасса: выпускники колледжа отличаются не только профессиональными знаниями и владением современных технологий, но и высочайшей ответственностью, гуманностью, преданностью медицине и своим пациентам.

В колледже сформирована современная учебная инфраструктура, ориентированная на опережающее обучение, формирование у студентов готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, обеспечивающих их профессиональную мобильность и конкурентоспособность.

В настоящее время средний медицинский персонал должен обладать все более сложными медицинскими, педагогическими, психологическими, техническими познаниями и навыками. И медицинский колледж стремится идти в ногу со временем, создавая инновационную профессионально-образовательную среду для воспитания специалистов, которым предстоит работать в пространстве новых технологических задач и условий.

Выпускать качественные кадры помогает хорошая материально-техническая оснащенность. Необходимый инструментарий, препараты, расходные материалы и строгое соблюдение алгоритма действий в той или иной ситуации приближают учебный процесс к реальным условиям.

Отработка практических навыков проводится в различных кабинетах доклинической практики и лабораториях, оборудованных в соответствии с последними достижениями современного здравоохранения. Такая деятельность занимает 70 процентов учебного времени. Профессиональные навыки студенты приобретают сначала в кабинетах, а затем в организациях практического здравоохранения.

В последние годы взят курс на совместную деятельность колледжа и практического здравоохранения. Специалисты-практики — главные медицинские сестры, медицинские сестры, специалисты иных направлений участвуют в разработке образовательных программ образовательной организации, в курировании практики студентов, являются наставниками групп студентов и отдельных студентов.

Медицинский колледж имеет более 130 договоров о проведении практической подготовки студентов и 98 договоров о социальном партнерстве с медицинскими организациями области.

В больницах, клиниках специально выделяются помещения для учебных целей. Так, за колледжем в медицинских организациях Кузбасса закреплено 35 кабинетов, общей площадью почти полторы тысячи кв. м. Они оснащены необходимым оборудованием, расходными материалами, фантомами, муляжами, которые приобретаются на средства и колледжа, и медицинских организаций.

За время учебы студент успевает побывать в максимальном количестве медучреждений, закрепленных за колледжем в качестве баз практики, а к последнему курсу делает свой выбор, в медицинской организации какого профиля он хотел бы работать.

Постепенно колледж совместно с медицинскими организациями переходит к созданию сети симуляционных кабинетов. Подобные классы, их еще можно назвать тренажерные, начали появляться в стране совсем недавно, и есть далеко не во всех регионах. Они предназначены для отработки практических навыков в условиях, максимально приближенных к реальности.

Например, в последние годы открыта — реанимационная палата для новорожденных, созданная на базе МБУЗ ДГКБ № 5 в Кемерове. Палата оснащена самым современным медицинским оборудованием (кювезы, аппарат ИВЛ и т.д.), муляжами и фантомами, которые едва отличимы от реальности.

Второй симуляционный класс — по перемещению пациентов на базе ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по Кемеровской области». Класс оснащен медицинской мебелью, аппаратурой, реалистичными манекенами, тренажерами для сердечно-легочной реанимации, приспособлениями для перемещения и пр.

Симуляция — это не только муляжи, манекены и фантомы, на которых отрабатываются различные виды манипуляций, это и возможность моделировать определенный ход событий.

Тесная связь с практикой сегодняшней медицины выгодно отличает колледж от аналогичных учебных заведений в других регионах.

В процессе подготовки очень важно научить студентов находить профессиональные решения в конкретных ситуациях. Ситуационные методы обучения — это тоже ноу-хау колледжа. По такому принципу, например, колледж анализирует готовность выпускников к самостоятельной практике на ежегодных конкурсах профессионального мастерства, когда участнику задается определенная ситуация (автомобильная катастрофа, взрыв газа, работа палаты интенсивной терапии, прием пациента в фельдшерско-акушерском пункте и т.д.) и оценивается его тактика действий и приобретенные навыки. По таким же ситуационным методам обучения организована работа со студентами в симуляционных классах.

Результаты обучения и итоговой аттестации выпускников оценивают практикующие специалисты. При этом будущие лаборанты сдают квалификационный экзамен в лаборатории, медсестры — у постели больного, а фельдшеры — в поликлинике. С 2013-2014учебного года выпускники в качестве итоговой работы будут представлять Государственной экзаменационной комиссии дипломную работу.

В новом веке Кемеровский областной медицинский колледж развивается как многофункциональная система, включающая образовательный, научно-методический и инновационный блоки.

В последнее десятилетие, откликаясь на запросы практического здравоохранения, существенно расширены границы деятельности образовательной организации. Открыты Центр содействия укреплению здоровья студентов, Научно-методический консультативный центр для среднего медицинского персонала, Учебно-методический центр медицины катастроф, Центр повышения квалификации преподавателей, Центр информационных технологий, Музей истории колледжа и др.

На базе колледжа организовано повышение квалификации среднего медицинского персонала Кузбасса, реализуются дифференцированные программы переподготовки и последипломного образования. Ежегодно около семи тысяч специалистов проходят обучение по различным программам на отделении дополнительного образования.

Более15-ти лет в учебном заведении действует научно-методический консультативный центр, который помогает практическому здравоохранению в создании учебных пособий, видеофильмов, проведении школ здоровья. Преподаватели осуществляют консультирование практикующих медицинских сестер, проводят научные исследования и разрабатывают инновационные проекты.

В рамках участия медицинского колледжа в проектах Международного центра по сотрудничеству в области паллиативного ухода Всемирной организации здоровья (Оксфорд) в практику лечебно-профилактических учреждений Кузбасса внедряются новейшие сестринские технологии. Среди них инновационные проекты по паллиативной и оккупациональной сестринской помощи, «Школа обучения навыкам ухода за тяжелобольными на дому», «Безопасная больничная среда», «Эргономика: перемещение медицинской сестры и пациента». При непосредственном участии преподавателей колледжа разрабатывалась уникальная Губернаторская программа «Санаторий на дому».

Колледж предлагает комплексные социально-медицинские услуги населению области. Для специалистов разных ведомств Учебно-методическим центром медицины катастроф проводятся курсы по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при различных видах поражения в чрезвычайных ситуациях. Такую подготовку на площадке колледжа проходят пожарные, полиция, педагоги, представители силовых структур, охранных предприятий и многие другие.

Колледж долгое время выступает в качестве методической площадки для системы образования Кузбасса по распространению здоровьесберегающих технологий. Здесь разрабатываются методические рекомендации для преподавателей СПО: как правильно проводить оздоровительную работу со студентами в учебное и внеучебное время. Как правильно, с точки зрения медико-физиологического сопровождения, организовать учебный процесс, как формировать культуру здоровья обучающихся, включая систему психолого-педагогических воздействий, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании, табакокурения, как создать устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни.

С 2000 года на базе колледжа действует Центр содействия укреплению здоровья студентов, который старается работать на опережение, продумывая профилактические мероприятия в студенческой среде с учетом негативных тенденций. Главная задача — повышение уровня культуры здорового образа жизни студентов, развитие личной ответственности за свое здоровье, мотивирование молодежи на ведение здорового образа жизни.

В колледже созданы оптимальные условия для самореализации ребят и глубокого погружения в профессиональное пространство.

При колледже активно развивается НИРС, действуют научные кружки, проводятся цикловые и тематические студенческие научно-практические конференции. Привлекаются обучающие к работе с населением в рамках распространения знаний о здоровом образе жизни. Особенно среди студентов и молодежи.

Особенный эффект по информированию молодежи достигается, когда об этом рассказывают не взрослые, а сверстники. Т.е. по принципу «равный обучает равного». У аудитории больше доверия и интереса к своим сверстникам, и, соответственно, информация усваивается с лучшим эффектом. Такая работа ведется в колледже непрерывно, и надо, сказать, студенты с удовольствием в ней участвуют. Ведь обучая других, они закрепляют и свои знания и навыки.

Бережно сохраняя традиции милосердия, в колледже действуют студенческие волонтёрские отряды: «МОСТ» (молодежный отряд социальной терапии), донорское движение «Река жизни», школа «Сестричка».

Ребята в своё свободное время оказывают посильную помощь пенсионерам, ветеранам, инвалидам, шефствуют над домом ребенка, проводят занятия по медицинской тематике в школах и детских домах, дают благотворительные концерты в онкологическом диспансере, организуют сборы средств и игрушек для детей-сирот, а также проводят мини-акции и лектории в вузах, школах и детсадах.

Все мероприятия, в которые вовлечены студенты: конкурсы мастерства, участие в научной и информационно-пропагандистской работе учебного заведения, не только приносят практическую пользу населению области, но и позволяют студентам проникнуться престижностью профессии медицинского работника, ощутить свою сопричастность к благородному делу спасения здоровья и жизни людей.

Деятельность Кемеровского областного медицинского колледжа востребована и высоко оценена: в 2010 году КРОО «Профессиональная ассоциация медицинских сестёр Кузбасса» наградила учреждение медалью «За особый вклад в развитие сестринского дела в Кузбассе».

По итогам всероссийского конкурса «100 лучших ссузов России» в 2013 году ГБОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж» вошел в сотню лучших образовательных организаций среднего профессионального образования в двух номинациях «Лучший социально ориентированный колледж» и «Лучший колледж в области партнерства с производством». 

По итогам 2014 года ГБОУ СПО "КОМК" снова вошел в число 100 лучших ссузов России. На Петербургском образовательном форуме, который проходил 24-27 октября 2014 года, медицинскому колледжу вручены заслуженные награды:  Золотая медаль «Европейское качество», диплом лауреата, а также 4 диплома по номинациям: «Проект года» (за оригинальную идею и воплощение в проведении «Чемпионата профессий»), «Лучший профильный колледж», «Лучший инновационный колледж», «Лучший социально-ориентированный колледж».

Информационные ресурсы
Независимая оценка качества образовательных услуг
Официальный интернет-портал государственных услуг
Рекомендации гражданам по профилактике гриппа и орви
Независимая оценка качества оказания услуг организациями
75 лет Кемеровской области
Департамент образования и науки Кемеровской области
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Кузбасский региональный институт развития профессионального образования
Кемеровская областная научная медицинская библиотека
Минпросвещения Российской Федерации
Минздравоохранения Российской Федерации
Профессиональная ассоциация медицинских сестер Кузбасса
Сибирская межрегиональная ассоциация РССПМО
ФГОУ ВУНМЦ Росздрава России
Федеральный портал «Российское образование»
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации